В бизнес из школы: как Израиль стал нацией стартапов

История израильского экономического чуда, которое вершится на наших глазах, легла в основу не одного бизнес-учебника. Страна, сумевшая за шестьдесят с лишним лет превратить пустыню в глобальный центр предпринимательства и технологических инноваций, уверенно держится в мировых лидерах по количеству стартапов на душу населения.



Как Израиль порождает инновации, можно увидеть на примере “Шевах-Мофет”: школы гениев, которая создала уникальную программу для развития предприимчивости у детей. На ее базе запустили бизнес-акселератор, помогающий молодежи освоить путь построения собственного стартапа от «А» до «Я» без ущерба для оценок по общим дисциплинам. Заглянем внутрь?



Секрет израильского бизнес-успеха определяется несколькими факторами. С одной стороны накаленная военная атмосфера требует постоянных высокотехнологичных решений для израильской армии, и часть из них как побочный эффект “выстреливает” своим удобством на всеобщее благо. Так, например, один из призывников Авишаи Абраами, попавший в Армию обороны Израиля, занимался на службе тем, что взламывал серверы одной из арабских стран. Через двадцать лет он с партнерами основал одну из самых популярных в мире облачных платформ для веб-разработки Wix.
Еще одно преимущество кузницы стартапов — грамотная миграционная политика. Ежегодно Израиль тратит миллионы долларов на то, чтобы привлечь активную молодежь на оплачиваемую стажировку в стартапах. Буквально недавно моя минская знакомая, с которой мы примерно в одно время переехали в Израиль, искала разработчиков из Беларуси на подобные проекты с зарплатой около $4000 в месяц и полным обеспечением (квартира-еда) за счет компании. Инвестиции в “мозги” окупаются сторицей: на ведущем мировом внебиржевом рынке ценных бумаг NASDAQ количество акций израильских корпораций превышает число китайских, корейских, японских, индийских компаний, вместе взятых.
Поддерживать предпринимательскую энергию израильтяне стараются и у подрастающего поколения. Школа с многолетней историей “Шевах Мофет”, основанная еще до создания государства Израиль, стала одним из первопроходцев в создании “теплицы” для поддержки новых идей.



Ее ученики наравне с изучением общих предметов имеют возможность общаться и налаживать связи с командами уже существующих стартапов, а также получают необходимые консультации и рекомендации от специалистов по продвижению и финансированию своих проектов.


Похвастаться таким инновационным подходом к процессу обучения может далеко не каждая израильская школа. Большая часть из них ничем не отличается от привычной нам бесплатной схемы “начальные классы — средняя школа — старшая школа”. Так же, как и в странах СНГ, зарплата израильских учителей не так уж высока, и многие учителя ушли из сферы образования на более высокооплачиваемые позиции, или уехали за границу.



И все же предпринимательский дух витает здесь повсюду, стимулируя интеллект, креативность и продуктивность по аналогии с американской страстью к ведению бизнеса. Став, как и Америка, нацией иммигрантов, Израиль ценит и поощряет свободный поток идей от людей с совершенно разным бэкграундом и получает нужный инновационный толчок благодаря комбинации разных образов мысли.

Применить подобный подход к школьной системе образования и создать высокотехнологический хаб для учеников в школе “Шевах Мофет” решили ради эксперимента и… не прогадали.

Поначалу при открытии школы в 1946 году было принято решение, что в ней будут готовить специалистов рабочих специальностей: электриков, автомехаников, столяров, а также секретарей и бебиситтеров. Но уже после 90-х администрация пересмотрела свой курс и предприняла реформы для создания в школе инновационного научно-технологического центра.

Приоритет в программах обучения стали отдавать следующим специальностям:

•   Программирование и кибербезопасность
•   Бизнес-менеджмент
•   Робототехника
•   Естественные науки (математика, физика и химия)
•   Биотехнология

Ученики школы получили уникальную возможность совмещать школьную программу с обучением в университете, стажироваться в ведущих израильских хайтек-корпорациях, создавать бизнес-проекты под руководством ведущих специалистов из сферы высоких технологий. Результаты такого инновационного подхода не заставили себя долго ждать: воспитанники “Шевах Мофет” стали занимать призовые места на международных школьных олимпиадах, разнося славу об израильской “фабрике гениев” по всему миру. Сегодня среди выпускников знаменитой школы и офицеры израильской армии, и известные бизнесмены, и ведущие инженеры хайтековских фирм. Но самое интересное, что стать таким успешным социальным лифтом, который позволил молодежи сделать карьеру в хай-теке и на госслужбе, школе помогла русская община мигрантов.



Преподавание здесь, как и везде, ведется на иврите, но большая часть учителей и учеников — выходцы из бывшего СССР. Так уж исторически сложилось, что доктора наук и профессора, прибывшие в Израиль в первых поколениях репатриантов, были в основном с русскими корнями, и именно таких звезд решили привлечь в педагогический состав “Шевах Мофет”. Позже школу даже обвинят в “русскости”, хотя единственный критерий, по которому сюда принимают на учебу, — знания. Подавать заявку могут ученики с 7-го по 11-й классы, и для этого необходимо предоставить только аттестат с оценками из предыдущей школы и пройти собеседование, которое помогает выявить мотивацию ребенка учиться именно в этой школе.

Школа, в которую хочется ходить

Несмотря на безупречную репутацию, школа “Шевах Мофет” находится не в самом престижном районе Тель-Авива, где иногда можно встретить африканских нелегалов. Двухэтажное здание ничем не выделяется, и только высокий забор с охранным пунктом дают понять, что это учреждение образования.

Школьные коридоры также не особо примечательны: ряды однотипных классов тянутся один за другим, заворачивая здание в привычные нам постройки в форме буквы “П”. И все же сотни детей стремятся сюда каждый день за новыми знаниями. Почему? Ответ начинает проявляться на входе в первую же игровую комнату.

Израильские дети в принципе никогда по струнке не ходят и за рубежом у них слава самых недисциплинированных и шумных детей в мире. А здесь, в школе они и вовсе чувствуют себя, как дома. На часах 17.00 — к этому времени даже внеклассные занятия и кружки (шахматы, музыка, живопись, стартапы) подходят к концу, но ученики все равно не торопятся уходить. Они играют в прятки, с удовольствием беседуют с журналистом и шумно радуются пицце, которую заказал учитель.

В соседней комнате те, кто выбрал “стартап”-кружок, готовятся к выступлению на международном конкурсе предпринимательских проектов SAGE – движение глобального предпринимательства среди школьников по всему миру. В прошлом году израильские школьники заняли на нем третье место. В этом году команда “Шевах Мофет” решила представить на суд жюри предпринимательский проект с социальной составляющей: умный браслет, который может не только облегчить, но и сохранить жизнь пожилым людям. В отличие от известных сегодня фитнес-браслетов, которые считают количество пройденных шагов, измеряют пульс и идеальные фазы сна, эта израильская разработка дополнена функциями, которые больше отвечают потребностям пожилых людей. В частности, кнопкой, позволяющей отправлять родственникам оповещение по всем каналам связи в случае, если хозяин браслета упал или ему срочно нужна помощь. 
 

Как детям может прийти идея создать то, в чем могут быть заинтересованы люди намного старше них? То, о чем им самим придется беспокоиться еще очень нескоро. Объяснение простое: даже предпринимательский дух в Израиле основан на семейных ценностях, впитываемых с молоком матери. Разрабатывая браслет для стариков, ученики думали о своих бабушках и дедушках и о том, как продлить в первую очередь их жизнь.



Сыграл ли свою роль “русский подход” к образованию с его безупречной дисциплиной или израильская вседозволенность, при которой любой ученик может пожаловаться на взрослых за жестокое обращение и получить защиту, не боясь, что его воспримут не всерьез? А может секрет просто в деньгах, которые евреи всегда умели зарабатывать и грамотно вкладывать? Чем бы вы объяснили всемирную охоту за “еврейскими мозгами”?


Recent Posts from This Journal

Так вроде бы Шевах Мофет прикрыли, нет?

Нет. Хотели закрыть из-за того, что там учится слишком много детей не из Тель-Авиве, но в итоге все оставили, как есть.

Слава Богу. Ведь как я понимаю, вместо этой школы хотели открыть что-то для нелегалов из Африки.

Не думаю, что в Израиле в принципе можно закрыть какое-то учреждение волей властей или богачей. За то и любим)